понедельник, 28 ноября 2016 г.

Достопримечательности Ганновера

Eilenriede - наш городской лес 


Если вы попросите местных жителей рассказать об интересностях нижнесаксонской столицы, то во первых строках будут названы, пожалуй, грудасто-попастые Наны французского скульптора Ники де Сен-Фаль, или озеро Машзее со зданием новой ратуши, или, наконец, барочный парк Херенхаузен. Конечно все это в высшей степени заслуживает внимания и отдельного рассказа. Но вряд ли кто-то сходу вспомнит место, которое милей всего моему сердцу в этом городе... И о котором в русской Википедии не сказано ни слова (что я на днях постараюсь исправить)... И это место лес! Наш городской лесопарк Eilenriede ("Айленриде").

Die Eilenriede раскинулся на площади 640 га! Это один из самых больших "inner-city forest" в Европе (ганноверцы утверждают, что самый большой, но информация непроверенная :) ). Просто для сравнения: Центральный парк Нью-Йорка - 341 га, Сосновка в Питере - 302 га. 

Тем, кто немного знаком с немецким языком, может показаться, что имя Eilenriede как-то связано с глаголом eilen, что означает "спешить, торопиться". Но это место не имеет с торопливостью ничего общего. :) На самом деле первая часть слова - это искаженное Erlen - "ольха", а Riede - устаревшее название болотистой земли.

Лес расположен к востоку от центра города, минут в 15 ходьбы от главного железнодорожного вокзала Ганновера. По счастливой случайности мы живем прямо на его границе - на фото с высоты, найденном в Инете, даже можно разглядеть наш дом в правой нижней части.:) И при любом удобном случае хотим туда гулять. Иногда ездим на великах. Предпринимались также попытки бегать, но пока более как попытками это на назовешь... :) 



Все же больше всего я люблю неспешно гулять! Останавливаться, вдыхать запахи леса, такие непохожие в разное время года: сладкий до приторности аромат осенних листьев, кристально-целлофановая свежесть холодной зимы, весеннее чесночное благоухание пробивающейся молодой черемши, летом - свежесть сочной скошенной травы.



Природа - лучший художник. Лучший архитектор. Лучший скульптор. Лучший композитор. Времена года, в такт музыке Вивальди, меняют наш лес каждый на свой лад. Какое удовольствие наблюдать вблизи за этими переменами.









Только вечнозеленые лианы, крепко обнимающие стволы деревьев, остаются нетронутыми. Поздней осенью и зимой это выглядит особенно заметно. Как будто декорации какого-то фильма. Сказочный лес.





Основная часть лесопарка (около 75%) - это лиственные деревья: дубы, буки, березы, ольхи и множество других. Иногда мелькают сосны и лиственницы. Раньше ольхи здесь было гораздо больше, но из-за развития города и, как следствие, истощения грунтовых вод, флора Eilenriede постепенно меняется. В последнее время предпринимаются меры по восстановлению "водного баланса" леса. Хочется верить, что они увенчаются успехом...

Особенно я радуюсь, когда встречаю одного из лесных обитателей: непривычно пугливых белок (не то, что в Павловске!), кроликов, летучих мышек, птиц, ежиков... И все это в паре минут ходьбы от дома! А в середине лета по вечерам лес полон светлячков! Просто дух захватывает. Обычно в это время идут дожди. Гуляешь в темноте. Никого. Воздух влажный. Тихо. И вокруг, в прямом смысле слова, сотни огоньков. У меня в такие моменты просто дыхание обрывается от восторга... Жаль не было камеры, чтобы сфотографировать.

Весной - птичья фантасмагория. В этом году в апреле видели за один день дятлов 20! За всю жизнь столько не видела. Летали парами, кричали, опьяненные гормонами. Глазам не верилось... 

















Но жизнь кипит не только весной. На днях вот встретилась с серьезной птичкой - кем-то из семейства ястребиных, похоже с канюком. 


Лес к зиме избавился от листвы, и теперь пернатые заметней.

Благодаря своему гигантскому размеру и лесной диковатости Eilenriede просто не может наскучить. Через него проходят 80 км пешеходных дорожек и почти 40 км велосипедных трасс. Тут есть довольно известная и милая "лесная кафешка" Milchhäuschen.  Совсем рядом - пользующийся большой популярностью ганноверский зоопарк. 

Местные жители с удовольствием проводят в лесу свободное время, бегают, ходят с палками по-скандинавски, катаются на великах, гуляют с песиками и детьми. К слову сказать, детские площадки - всем на зависть, сама не упускаю случая прокатиться на тарзанке или горке, проходя мимо. :) 



Eilenriede разделен на две части. В одной из них, ближней к нашему дому, за лесопарком следят, срубают опасные деревья, косят траву на лужайках, чистят водоемы, немного окультуривают. Здесь установлено несколько скульптур и монументов, есть аллея цветущий по весне рододендронов. Другая часть - дикий лес. Там не ступает нога садовника, и даже грозящие рухнуть деревья не трогают, оставляют все в первозданном виде. В этом есть невероятная прелесть.

Считается, что Eilenriede когда-то был частью огромного "Северного леса" (Nordwald). До времен позднего средневековья Нордвальд простирался от Ганновера до Брауншвейга, занимая почти всю территорию нынешней Нижней Саксонии. С 1241 года Ганновер получает "право на совместное пользование" этих лесов. А в 1371 году горожане принимают их в подарок от Альбрехта Саксен-Виттенбергского (Albrecht von Sachsen-Wittenberg) в благодарность за поддержку в войне за Люнебургское наследство (Lüneburger Erbfolgekrieg).

В период этой войны (1370-1388 гг) в Ганновере собирается ополчение, город вооружается, строится система укреплений. Милитаризация коснулась и Eilenriede. В лесу сооружают рвы и валы, а по его периметру вырастают сторожевые башни Warttürme ("Варттурме"): Döhrener Turm ("Доренер Турм", 1382 г.), Pferdeturm ("Пфердетурм", 1387 г.), Lister Turm ("Листер Турм", 1387 г.).

Впоследствие башни использовались для пресечения воровства древесины. Они, к счастью, пережили налеты союзников во время Второй мировой и стоят до сих пор. Особенно красива ближайшая к нашему дому Листер Турм. Сейчас там расположен центр досуга и ресторан-Biergarten.


Оборонительные сооружения, воровство древесины... Как видно наш лес не всегда был спокойным местечком. К леденящей душу истории отсылает имя одной из проходящих через Eilenriede дорог - Hanebuthwinkel. Оказывается она названа по фамилии разбойника Гаспара Ханебута (Jaspar Hanebuth), жившего в Ганновере в первой половине XVII века и орудовавшего в лесу, в районе сегодняшнего зоопарка. При его задержании в 1652 году, грабитель признался в убийстве 19 человек. Виновный был колесован, а улица получила его имя. Сегодня дорожки Eilenriede регулярно патрулируются конными полицейскими, и о новых ЧП, к счастью, не слышно.

Из-за активного и, судя по всему, достаточно варварского использования (выпас домашнего скота, рубка деревьев на строительство и топливо) леса с течением столетий сильно пострадали. Для улучшения положения в 1729 году вводятся экономические ограничения и контроль. Эти меры, а также посадка быстрорастущих хвойных пород и последующее введение в обращение каменного угля, способствовали возрождению лесной флоры. 

В 1900 году началась новая эра Eilenriede. Он получил действительный и по сегодняшний день статус лесопарка ("Stadtwald", дословно - "городской лес"). Возникли водостоки и поляны, тут и там установили скульптуры, статуи, скамейки. В 1985 году здесь открылись первые в городе публичные площадки для игр Sonnenspielplatz и Waldkindertummelplatz (WAKITU). Тысячадевятисотым годом датируется первый велосипедный путь через лес.  





Между 1928 и 1932 годом лесопарк переживает очередной этап трансформации: дороги расширяются, прокладываются отдельные тропинки для пешеходов, велосипедистов и верховой езды, детские площадки модернизируются, появляются санные горки. В северо-восточную часть парка перемещается  Rasenlabyrinth (дословно - "травяной лабиринт").

Парк пользуется все большей и большей любовью у местных жителей. Его популярности также способствовали мотогонки, проходившие тут в период 1924-1939 и 1949-1955 гг. Эти соревнования даже стяжали международную известность, посмотреть на них собиралось до 130 000 зрителей. Однако в 1955 году мотопоединки были отменены из-за возросших требований безопасности и экологии. Сегодня о байкерском прошлом лесопарка свидетельствует лишь небольшая табличка.




































Последние сильные изменения наш городской лес претерпел во время бомбардировок Второй мировой. Разрушения были болезненны и значительны. Однако на сегодняшний день облик Eilenriede восстановлен и бесконечно радует сердце и глаз. 

Вот такая она, моя любимая, всегда разная, буйно-дико-ухоженная, живая и кипящая, спокойная и тихая ганноверская достопримечательность! Просто не могла о ней не рассказать. Всех друзей, приезжающих нас навестить, вожу в этот лес. Все в восторге. Это brain changer, это третье измерение в урбанистическом пейзаже. Это, на мой взгляд, "must see and must feel in Hannover". Надеюсь, вам понравилось. 











Комментариев нет:

Отправить комментарий